Черный углерод

Загрязнитель воздуха с разрушительным воздействием на здоровье человека, сельскохозяйственные культуры, экосистемы и климат.

Черный углерод, широко известный как сажа, является компонентом загрязнения воздуха мелкодисперсными частицами (ТЧ).2.5). Он образуется в результате неполного сгорания древесины и ископаемого топлива, в процессе которого также образуется двуокись углерода ( CO2), окись углерода и летучие органические соединения. 

Черный углерод нагревает атмосферу, потому что он очень эффективно поглощает свет. Он усугубляет потепление воздуха и поверхностей в регионах, где он сконцентрирован, изменяя погодные условия и экосистемные циклы.

Черный углерод сохраняется в атмосфере от нескольких дней до нескольких недель, но оказывает значительное прямое и косвенное воздействие на климат, снег и лед, сельское хозяйство и здоровье человека. 

Основные факты

460-1,500x

Черный углерод оказывает согревающее воздействие в 1,500 раз сильнее, чем CO.2 на единицу массы.

12 дней

Среднее время жизни частиц черного углерода в атмосфере составляет 4-12 дней.

5.8 тонн

В 5.8 году было выброшено около 2019 млн тонн черного углерода.

43%

На бытовую энергию приходится почти половина глобальных выбросов черного углерода в мире.

Выбросы

Частицы черного углерода выделяются при сжигании ископаемого топлива, древесины и других видов топлива из биомассы. Этот процесс также высвобождает CO2, окись углерода, летучие органические соединения и органический углерод. Сложная смесь газов и твердых частиц, образующаяся в результате этого процесса, часто называется сажей.

Источники значительно отличаются от региона к региону. В Азии и Африке твердое топливо для жилых помещений составляет 60-80% выбросов, тогда как в Европе и Северной Америке дизельные двигатели дают около 70% выбросов.

Твердое топливо и керосин, используемые для приготовления пищи, освещения и обогрева домов, являются причиной почти половины глобальных антропогенных выбросов черного углерода, а также выбросов метана и других загрязнителей воздуха.  

Основными секторами выбросов черного углерода являются:  

  • Бытовая энергия 
  • Транспорт 
  • Промышленное производство 
  • Сельскохозяйственное сжигание 
  • Сжигание отходов 
  • Ископаемое топливо 

Черный углерод: основные антропогенные источники (кт)
2019. база данных ЦЭДС.

Тенденции выбросов черного углерода

Выбросы черного углерода сокращаются благодаря более совершенным методам производства кирпича, сокращению открытого сжигания в сельскохозяйственном секторе, улучшению стандартов топлива и транспортных средств, более чистой бытовой энергии, лучшему доступу к финансам и технологиям, а также глобальному стремлению к чистому воздуху, и ожидается, что они будут продолжать снижаться по мере дальнейшего повышения эффективности и электрификации автомобилей и других транспортных средств.

Хотя кривая выбросов черного углерода изгибается в правильном направлении, мы знаем, что можем сделать больше для ускорения их сокращения.

Черный углерод: Источники антропогенных выбросов (кт)
2019. база данных ЦЭДС.

Воздействие черного углерода

Воздействие черного углерода иногда маскируется совместно выделяемыми соединениями. Некоторые из них оказывают охлаждающее воздействие на климат, а тип и количество сопутствующих загрязнителей различаются в зависимости от источника.

Источники, высвобождающие большое количество загрязнителей, вызывающих потепление и охлаждение, представляют собой наиболее многообещающие цели для смягчения последствий и достижения преимуществ для климата и здоровья в ближайшем будущем.

Когда частицы черного углерода оседают на поверхности снега и льда, они ускоряют его таяние.

Изменение климата

Черный углерод способствует потеплению, поскольку он очень эффективно поглощает свет и нагревает окружающую среду. Концентрации черного углерода значительно различаются в пространстве и времени, поэтому его воздействие не одинаково заметно в глобальном масштабе.

Подвешенный в атмосфере черный углерод способствует нагреванию, преобразовывая поступающее солнечное излучение в тепло, точно так же, как асфальтовые поверхности создают острова тепла в городских районах. Черный углерод также влияет на формирование облаков и влияет на региональную погоду и характер осадков.

При осаждении на льду и снегу частицы черного углерода уменьшают альбедо поверхности (способность отражать солнечный свет) и нагревают поверхность. Считается, что этот эффект способствовал 0.04 ° C потепления с 1750 г.. В результате арктические и ледниковые регионы, такие как Гималаи, особенно уязвимы для таяния.

Медицина

Черный углерод является компонентом мелкодисперсных твердых частиц (PM2.5) загрязнение воздуха, ведущая экологическая причина плохого здоровья и преждевременной смерти. Эти частицы во много раз меньше крупинки поваренной соли, способны проникать глубоко в легкие, облегчая транспорт токсических соединений в кровоток. 

Каждый год примерно 4 миллиона случаев смерти связаны с длительным воздействием PM2.5 загрязнение воздуха.

PM2.5 загрязнение воздуха связано с рядом последствий для здоровья, включая преждевременную смерть взрослых с заболеваниями сердца и легких, инсульты, сердечные приступы, хронические респираторные заболевания, такие как бронхит, обострение астмы и другие сердечно-респираторные симптомы.

Младенцы и дети также страдают. ВЕЧЕРА2.5 загрязнение воздуха является причиной преждевременной смерти детей от острых инфекций нижних дыхательных путей, таких как пневмония. Эти частицы были даже обнаружены в легких, печени и мозге нерожденных детей, что может повлиять на раннее развитие детей

Как загрязнение воздуха влияет на организм

Смертность и болезни от загрязнения воздуха в основном связаны с крошечными невидимыми частицами в воздухе, известными как твердые частицы. Эти частицы содержат что угодно, от черного углерода до сульфатов и свинца.

Мельчайшие частицы — самые смертоносные: PM2.5 частиц, которые представляют собой 2.5 мкм или менее в диаметре, и PM10, которые имеют диаметр 10 микрон или меньше. Человеческие волосы имеют диаметр от 50 до 70 микрон. Эти крошечные частицы обходят защитные силы организма и оседают в легких, кровотоке и мозге.

URL-адрес удаленного видео

Сельское хозяйство и экосистемы

Черный углерод влияет на здоровье экосистем несколькими способами. Мелкие частицы оседают на листьях растений и повышают температуру поверхности растений, затмевают солнечный свет, достигающий земли, и мешают распределению осадков. 

Изменение режима дождей может иметь далеко идущие последствия как для экосистем, так и для средств к существованию людей, например, нарушая сезон дождей, критически важных для сельского хозяйства в значительной части Азии и Африки. 

В сочетании с тропосферным озоном черный углерод также способствует 50 миллионов тонн основных потерь урожая во всем мире каждый год. Районы с концентрированными выбросами черного углерода могут получить наиболее существенные выгоды от сокращения выбросов.

Решения

CCAC поддерживает внедрение мер контроля, которые, если они будут реализованы во всем мире к 2030 году, могут сократить глобальные выбросы черного углерода на столько же, сколько 80%

Некоторые из этих сокращений выбросов могут быть достигнуты за счет чистой экономии затрат. Принятие этих мер будет иметь серьезные положительные сопутствующие преимущества для общественного здравоохранения, особенно в развивающихся странах.

Чистые кухонные плиты снижают воздействие выбросов черного углерода и других загрязнителей воздуха в домохозяйствах, улучшая здоровье и благополучие женщин во всем мире.

Меры по сокращению выбросов черного углерода могут замедлить краткосрочное потепление климата, повысить урожайность и предотвратить преждевременную смерть.

Короткое время жизни черного углерода в атмосфере в сочетании с его сильным потенциалом потепления означает, что целевые стратегии по сокращению выбросов могут относительно быстро обеспечить преимущества для климата и здоровья.  

Бытовая энергия 

Беднейшие в мире часто используют сырое топливо для приготовления пищи, отопления и освещения. Простые технологии могут иметь огромное значение для загрязнения воздуха внутри помещений, выбросов черного углерода и обезлесения. 
  
Энергетические решения для дома
  

  

Транспорт

На транспортный сектор приходится около 20% выбросов черного углерода. Существующие технологии и топливо более высокого качества могут значительно сократить эти выбросы. 
  
Решения для большегрузных автомобилей и двигателей

Сельское хозяйство 

Открытое сжигание в сельском хозяйстве дает большое количество черного углерода, но его можно легко заменить методами обращения с отходами без сжигания.

Решения для сельскохозяйственного сектора 

Обращение с отходами

Открытое сжигание отходов — явление, которого можно избежать, — оно может значительно улучшить качество местного воздуха и сократить выбросы черного углерода за счет внедрения комплексных систем управления отходами. 

Решения для сектора отходов

Ископаемое топливо 

Выбросы черного углерода можно легко сократить в секторе ископаемого топлива при низких затратах. 

Решения для сектора ископаемого топлива

Промышленное производство

Производство кирпича является основным источником выбросов черного углерода, но эти выбросы можно значительно сократить за счет изменения конструкции печи.

Решения для промышленного сектора

Наша работа

CCAC финансирует проекты по реализации политики в отношении черного углерода и мер по смягчению последствий по всему миру. Выберите страну, чтобы узнать больше.

Последние проекты черного углерода

Black carbon

An air pollutant with damaging effects on human health, crops, ecosystems and climate

Black carbon, commonly known as soot, is a component of fine particulate air pollution (PM2.5). It is formed by the incomplete combustion of wood and fossil fuels, a process which also creates carbon dioxide (CO2), carbon monoxide, and volatile organic compounds. 

Black carbon warms the atmosphere because it is very effective at absorbing light. It exacerbates warming of the air and surfaces in regions where it is concentrated, altering weather patterns and ecosystem cycles.

Black carbon lasts only days to weeks in the atmosphere but has significant direct and indirect impacts on the climate, snow and ice, agriculture, and human health. 

Top facts

460-1,500x

Black carbon has a warming impact up to 1,500 times stronger than CO2 per unit of mass.

12 days

The average atmospheric lifetime of black carbon particles is 4-12 days.

5.8 Mt

About 5.8 million tonnes of black carbon were emitted in 2019.

43%

Household energy accounts for nearly half of global black carbon emissions globally.

Emissions

Black carbon particles are released by the burning of fossil fuels, wood, and other biomass fuels. This process also releases CO2, carbon monoxide, volatile organic compounds, and organic carbon. The complex mixture of gases and particulate matter that arises from this process is often referred to as soot.

Sources differ significantly region to region. In Asia and Africa residential solid fuels contribute 60-80% of emissions, whereas in Europe and North America diesel engines contribute about 70% of emissions.

    Solid fuels and kerosene used to cook, light and heat homes, are responsible for close to half of global anthropogenic black carbon emissions, as well as emitting methane, and other air pollutants.  

    The main black carbon emitting sectors are:  

    • Household Energy 
    • Transport 
    • Industrial Production 
    • Agricultural Burning 
    • Waste Burning 
    • Fossil Fuels 

    Black carbon: Main anthropogenic sources (kt)
    2019. CEDS database.

    Black carbon emissions trends

    Black carbon emissions are declining thanks to improved practices in brick manufacturing, reduced open burning in the agriculture sector, improved fuel and vehicle standards, cleaner household energy, better access to finance and technology, and a global push for clean air, and they are expected to continue falling as improvements in efficiency and the electrification of cars and other vehicles continue.

    While the curve is bending in the right direction for black carbon emissions, we know we can do more to accelerate their reduction.

    Black carbon: Sources of human-caused emissions (kt)
    2019. CEDS database.

    Black Carbon Impacts

    The effects of black carbon are sometimes masked by co-emitted compounds. Some have a cooling effect on the climate, and the type and quantity of co-pollutants differs according to the source.

    Sources that release a high ratio of warming to cooling pollutants represent the most promising targets for mitigation and achieving climate and health benefits in the near term.

    When black carbon particles settle on the surface of snow and ice, they accelerate its melting.

    Climate change

    Black carbon contributes to warming by being very effective at absorbing light and heating its surroundings. Concentrations of black carbon vary considerably over space and time, so its effects are not seen equally on a global scale.

    When suspended in the atmosphere, black carbon contributes to warming by converting incoming solar radiation to heat, in the same way asphalt surfaces create islands of heat in urban areas. Black carbon also influences cloud formation and impacts regional weather and rainfall patterns.

    When deposited on ice and snow, black carbon particles reduce surface albedo (the ability to reflect sunlight) and heat the surface. This effect is estimated to have contributed to 0.04°C of warming since 1750. The Arctic and glaciated regions such as the Himalayas are particularly vulnerable to melting as a result.

    Health

    Black carbon is a component of fine particulate matter (PM2.5) air pollution, the leading environmental cause of poor health and premature deaths. These particles are many times smaller than a grain of table salt, can penetrate deep into the lungs, and facilitate the transport of toxic compounds into the bloodstream. 

    Each year, approximately 4 million deaths are associated with long-term exposure to PM2.5 air pollution.

    PM2.5 air pollution has been linked to a number of health impacts including premature death in adults with heart and lung disease, strokes, heart attacks, chronic respiratory diseases such as bronchitis, aggravated asthma and other cardio-respiratory symptoms.

    Infants and children are also affected. PM2.5 air pollution is responsible for premature deaths of children from acute lower respiratory infections such as pneumonia. These particles have even been found in the lungs, livers and brains of unborn babies, which can impact early childhood development

    How air pollution affects the body

    Deaths and illnesses from air pollution are largely down to tiny, invisible airborne particles, known as particulate matter. These particles contain anything from black carbon, to sulphates to lead.

    The smallest particles are the deadliest: PM2.5 particles, which are 2.5 microns or less in diameter, and PM10, which are 10 microns or less in diameter. Human hairs are between 50-70 microns in diameter. These tiny particles bypass the body’s defences and lodge in the lungs, bloodstream, and brain.

    Remote video URL

    Agriculture and ecosystems

    Black carbon affects the health of ecosystems in several ways. The fine particles settle on plant leaves and increase plant surface temperature, dim sunlight that reaches the earth, and interfere with rainfall patterns. 

    Changing rain patterns can have far-reaching consequences for both ecosystems and human livelihoods, for example by disrupting monsoons critical for agriculture in large parts of Asia and Africa. 

    In combination with tropospheric ozone, black carbon also contributes to over 50 million tonnes of staple crop losses globally each year. Areas with concentrated black carbon emissions stand to gain the most substantial benefits from emissions reductions.

    Solutions

    The CCAC supports implementation of control measures that, if globally implemented by 2030, could reduce global black carbon emissions by as much as 80%

    Several of these emission reductions could be achieved with net cost savings. Adopting these measures would have major positive co-benefits for public health, especially in the developing world.

    Clean cookstoves reduce exposure to black carbon and other air pollutant emissions in households, improving health and women's well-being around the world.

    Measures to reduce black carbon emissions can slow near-term warming of the climate, increase crop yields, and prevent premature deaths.

    Black carbon’s short atmospheric lifetime, combined with its strong warming potential, means that targeted strategies to reduce emissions can provide climate and health benefits relatively quickly.  

    Household energy 

    The world's poorest often rely on crude fuels for cooking, heating, and lighting. Simple technologies can make a huge difference to indoor air pollution, black carbon emissions, and deforestation. 
      
    Household energy solutions
      

      

    Transport

    The transport sector is responsible for around 20% of black carbon emissions. Existing technology and higher quality fuel can drastically reduce these emissions. 
      
    Solutions for heavy-duty vehicles and engines

    Agriculture 

    Open burning in agriculture produces large amounts of black carbon, but can be easily replaced by no-burn waste management techniques.

    Agriculture sector solutions 

    Waste Management

    Open burning of waste is an avoidable occurrence, which can drastically improve local air quality and reduce black carbon emissions through the implementation of integrated waste management systems. 

    Waste sector solutions

    Fossil fuels 

    Black carbon emissions can be easily reduced from the fossil fuel sector at low cost. 

    Fossil fuel sector solutions

    Industrial Production

    Brick production is a major source of black carbon emissions, but these emissions can be drastically reduced through changes to kiln designs.

    Industrial sector solutions

    Our work

    The CCAC funds projects to implement black carbon policy and mitigation measures around the world. Select a country to find out more.

    Latest black carbon projects